Информационный сайт

                 

                      

                  





ДЕТСКАЯ АГРЕССИВНОСТЬ

Агрессивный ребенок.


Что делать?


Агрессия - поведение, вызванное намерением причинить боль, уничтожить или установить господство.

Агрессивный ребенок: симптомы неблагополучия

Эмоционально-оценочные:

 не понимают чувств и переживаний других людей;
 не могут разобраться в собственных чувствах и переживаниях,                    затрудняются их назвать; 
 чрезмерно подозрительны, все время ожидают физического и                      морального зла, удара, оскорбления от любого человека,   сверстника или взрослого; 
 ощущают себя отверженными, одинокими во враждебном мире;                     эгоцентричны; 
 обладают крайностью самооценки (либо «я лучше всех», либо «я         хуже всех»), неадекватно оценивают свое поведение; 
 во всех своих ошибках и неприятностях обвиняют окружающих, а собственные агрессивные действия считают правомерными, вынужденными или защитными 

Поведенческие:

 легко теряют контроль над собой;
 проявляют физическую агрессию (драчливы) и вербальную (угрозы, грубость, брань);
 демонстрируют вспышки ярости (кричат, визжат, топают ногами, катаются по полу, хлопают дверьми, швыряют и ломают предметы);
 раздражительны, вспыльчивы, гневливы, упрямы, завистливы, обидчивы, подозрительны, мстительны;
 отличаются «оппозиционной» манерой поведения, направленной против того или иного авторитета (учителя, ученика-лидера);
 намеренно создают конфликтные ситуации, провоцируют ссоры.

Физические:

 страдают головными болями, мускульным напряжением;
 отличаются угрюмым, тоскливым настроением.

Причины агрессивного поведения:
 постоянное агрессивное поведение родителей,
 проявление нелюбви к ребенку, формирование ощущения опасности и враждебности окружающего мира,
 длительные и частые обиды, источником которых являются родители или какие-либо обстоятельства,
 унижения, оскорбления ребенка родителями,
 органические поражения коры головного мозга.



Виды агрессивного поведения

 Агрессивное поведение может быть как вербальным, так и физическим. Оно может направляться на людей или животных или предметы и представляет собой обычную реакцию на гнев или враждебность.
 Агрессия может быть просто выученным или подражательным поведением. Дети, подвергавшиеся физическим мерам воздействия со стороны родителей, обычно более агрессивны по сравнению с детьми, которых не наказывали физически. Чем строже наказание, тем агрессивнее поведение детей по отношению к сверстникам, а в дальнейшем и по отношению к родителям и другим людям.

Признаки агрессивного ребенка

 они ожидают от окружающих враждебности,
 они недооценивают собственную враждебность,
 в своих проблемах они винят окружающих и обстоятельства,
 у них ограниченный выбор реакций на проблемную ситуацию,
 они редко выражают свои чувства словами, предпочитая действие,
 они часто не думают о последствиях своих поступков,
 они завышают интенсивность своих эмоций: гнев вместо грусти или раздражения,
 они невосприимчивы к чувствам окружающих, у них низкий уровень эмпатии (умение принимать чувства других людей),
 они ценят превосходство и месть превыше дружбы,
 они менее склонны к компромиссам, чем другие дети,
 их не волнует страдание жертвы, ответная агрессия, возможность быть отвергнутым сверстниками,
 они полагают, что их агрессивные действия дают ощутимые результаты, уменьшая агрессивность окружающих,
 они не задумываются (скорее они о ней просто не знают) о собственной значимости,
 они испытывают трудности с запоминанием,
 они с трудом сосредоточиваются


Необходимо учить этих детей:

 - разграничивать индивидуальные когнитивные и эмоциональные процессы,
 - находить сходное и различное в людях, определять альтернативные объяснения ситуациям,
 -определять, что думают и чего хотят окружающие,
 - оказав двусмысленную картинку, помогите ребенку рассказать различные истории, основанные на ее сюжете, обсудите, почему можно по-разному воспринимать одну и ту же информацию,
 - научите ребенка узнавать проблему, находить различные альтернативные решения, оценивать и предвидеть результаты своих поступков.
При взаимодействии с агрессивным ребенком особенно важно
 Осознание собственных чувств, мыслей и желаний, это поможет вам постоянно находиться в контексте ситуации и не позволит агрессивному ребенку втянуть вас в привычный для него сценарий развития отношений.
 Если вы научите такого ребенка осознавать его собственные чувства, мысли и желания в каждый момент времени и согласовывать их с окружением, то проявления агрессивности перестанут быть хоть сколько-нибудь существенной проблемой.

Как воспитывать ребенка, чтобы он не был агрессивен:

 - Одобряйте то поведение ребенка, которое Вы сами оцениваете как благородное, доброе, достойное и, естественно, не одобряйте агрессивное поведение, направленное на человека, животное, да, и предметы тоже (хотя, некоторые успокаиваются лишь, разбив пару десяток тарелок).
 - Определите границы дозволенного. Если ребенку позволяется все, то он и будет себе многое позволять.
 - Не применяйте физические наказания. Наказать всегда можно чем-нибудь другим, а лучше вместо наказания временно лишить ребенка чего-то хорошего.
 - Дети во многом подражают родителям. Подавайте хороший пример. Если Вы будете требовать от ребенка одно, а сами вести себя противоположным образом, ребенок вас просто не послушает.
 - Пресекайте любые проявления агрессивного поведения.
 - Давайте возможность ребенку «выпустить пар». (Подеритесь подушками, порвите бумагу, поиграйте в подвижные игры,…).
А самое главное: учите детей ЛЮБИТЬ окружающий их Мир!

Схему составил Косицков Андрей Юрьевич