Информационный сайт

                 

                      

                  





ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

КАК СЛУШАТЬ ДЕТЕЙ?

ВЫКАЗЫВАНИЕ ВНИМАНИЯ
Дети чувствуют искреннее внимание. Время от времени оставляйте все свои дела и находите время для того, чтобы заметить своего ребенка, обратить внимание на то, что он делает или говорит – особенно, когда он этого не ожидает. Если вы уделяете внимание детям только тогда, когда они плохо себя ведут, будьте готовы к тому, что они будут вести себя еще хуже!

СЛУШАНИЕ ГЛАЗАМИ
Когда вы слушаете своего ребенка, для него очень важно выражение ваших глаз. Очень полезно физически опуститься до уровня глаз ребенка и увидеть то, что он переживает. Как вам самим нравится, если кто-нибудь не смотрит на вас, когда вы с ним разговариваете?

НАБЛЮДЕНИЕ ЗА ИГРОЙ
Ребенок просто расцветает, когда родители уделяют ему позитивное внимание, причем не только тогда, когда он чем-нибудь расстроен. Когда вы просто наблюдаете за игрой, у него появляется ощущение, что его «замечают». Вам просто надо смотреть, как ребенок играет, периодически комментируя вслух то, что видите: «Ты посадила куклу за стол…», «Ага, ты нашла, куда пристроить кубик…», «Так-так, ты сложила весте уже три детали…».

СЛУШАНИЕ РУКАМИ
Касаясь ребенка, обнимая и прижимая его к себе, вы помогаете ему более свободно изливать свои чувства, выражать страхи и привязанности, выплескивать свой гнев и много других переживаний, которые он не с состоянии выразить словами.

МОЛЧАНИЕ
Когда ваш ребенок чем-нибудь расстроен, прикусите себе язык и постарайтесь не спорить с ним и не урезонивать его. Расстроенный ребенок обычно не желает выслушивать никаких объяснений, даже самых разумных – ему как раз хочется вести себя совершенно неразумно, ему хочется рвать и метать и кричать во весь голос о том, как несправедливо устроен этот мир! И лишь после того, как он выплеснул все это наружу, он сможет выслушать вас.

ОДНОСЛОЖНЫЕ РЕПЛИКИ
Иногда для того, чтобы у ребенка сложилось ощущение, что его слушают и понимают, достаточно одного-двух слов: «М-м-м», «Ага», «Правда?», «Понимаю», «Ну вот!»…Но если вы только притворяетесь, что слушаете ребенка, он это быстро поймет.

ЭХО
Периодически (лучше после небольшой паузы) повторяйте слова, которыми ребенок закончил высказывание. Можно их немного перефразировать или обобщить. Таким образом вы дадите ему понять, что вы его действительно слушаете и понимаете: «Так-так, значит, ты сел на велосипед…», «Значит, ты хочешь немного порисовать…». Кроме того, это обычно служит сигналом того, что вы хотите, чтобы ребенок продолжал говорить.


ЗЕРКАЛО ЧУВСТВ
  Старайтесь понять, что переживает ваш ребенок, и сформулировать это своими словами, чтобы ребенок мог подтвердить или опровергнуть вашу догадку. Это поможет ребенку научиться осознавать свои чувства и эмоции, доверять вам и быть внутренне свободным: «Тебе жалко, что кукла сломалась…», «Тебе обидно, что я не разрешаю тебе играть со спичками…», «Ты рад, что к нам приезжает бабушка…». 


КАК ГОВОРИТЬ С ДЕТЬМИ ?

Существует два способа общения:
 НЕПРОДУКТИВНЫЙ - это способ общения, демонстрирующий неуважение к ребенку. Мы не рекомендуем вам пользоваться этим способом.

 ПРОДУКТИВНЫЙ - это индивидуализированный способ общения, демонстрирующий уважение к ребенку.

УГРОЖАТЬ ?

 Непродуктивный
Детям становится страшно, когда взрослые бездумно пугают их привидениями, милицией или мифическими большими собаками ( или даже Господом Богом! ), или говорят, что бросят их одних или отдадут их любимую игрушку «хорошему мальчику».

 Продуктивный
Если вы расстроены, используйте «я – высказывание»: Я не люблю, когда ты так поступаешь или Мне неприятно, когда ты говоришь такие слова или Мне надо об этом подумать.

ОБЗЫВАТЬСЯ ?

 Непродуктивный
Ничего страшного, если дурное слово случайно сорвется у вас с языка, по постарайтесь никогда не называть ребенка тупицей, плохим мальчиком, лентяем, грубияном, лжецом, идиотом вором… Такие эпитеты прилипают к детям, иногда на всю жизнь.

 Продуктивный
Всегда говорите детям, какие чувства и эмоции возникают у вас по поводу того или иного проступка – Мне не нравится, что ты хлопаешь дверью (вместо «ты- высказывания» вроде Ах ты грубиян!).

ОБВИНЯТЬ И СТЫДИТЬСЯ ?

 Непродуктивный
Когда родители придираются к своим детям и постоянно их критикуют, это часто приводит к ухудшению поведения, иногда с далеко идущими последствиями.

 Продуктивный
Поощрение со стороны родителей для ребенка все равно что солнечный свет, особенно когда оно личностно окрашено: Я люблю тебя таким, какой ты есть. Мне нравится наблюдать за твоей игрой. Мне полегчало, когда ты меня обнял.


ОТГОВАРИВАТЬСЯ НЕДОСУГОМ ?

 Непродуктивный
Телевидение и игрушки могут научить ребенка некоторым полезным вещам и стимулировать его развитие, но ничто не сможет ему заменить позитивное личностно окрашенное внимание со стороны родителей.

 Продуктивный
« Как только закончится эта программа, мы выключим телевизор и немного поболтаем. Ты хочешь, чтобы мы поговорили про то, как ты был маленьким, или как я был маленьким?»

СРЫВАТЬСЯ НА КРИК ?

 Непродуктивный
Если вы срываете свою злость на детях – шлепаете их, кричите на них, говорите с ними ледяным агрессивным тоном, не удивляйтесь, если они ответят вам тем же, когда вырастут.

 Продуктивный
Покажите, что умеете изливать накопившийся внутри вас гнев в словах, а не в делах – и следите за тем, каким тоном вы говорите с ребенком. «Когда ты обижаешь малыша, я начинаю злиться так сильно, что мне хочется схватить вот эту подушку и отметелить её как следует…»

СЮСЮКАТЬ ?

 Непродуктивный
Иногда можно немного подурачиться, но если вы будете сюсюкать все время, вы можете помешать нормальному речевому развитию ребенка.

 Продуктивный
Нормальная речь стимулирует мыслительное и речевое развитие ребенка. Правильное словоупотребление (в том числе и относительно «деликатных» частей тела) закладывает хороший фундамент на будущее.

ПРИКАЗЫВАТЬ ?

 Непродуктивный
Если вы будете помыкать детьми и командовать ими, как будто они солдаты, а ваш дом – казарма, вы, вероятно, добьетесь от них послушания сейчас, но они могут затаить на вас обиду. К тому же их система моральных ценностей будет формироваться с серьезными искажениями.

 Продуктивный
Надо объяснить детям почему – рассказывать им о причинах ваших поступков и о ваших ценностях: «Если твой велосипед заржавеет, он просто испортится, а мы пока не можем позволить себе купить тебе новый. Или: Прости, что я так сильно рассердился на тебя – просто я очень устал.»

Схему составил Косицков Андрей Юрьевич